Сегодня
Объявления
Гостевая
О нас
Наш любимый сайт о Тернее!!!

23 декабря 2006
№ 38

ЗАКОН ТРОПЫ

Следы на снегу

Учёты животных – одна из важнейших составляющих всей природоохранной деятельности. Зимний маршрутный учёт (ЗМУ) – основной метод оценки численности многих видов млекопитающих на больших территориях в Российской Федерации.

Идея ЗМУ была выдвинута в начале сороковых годов прошлого столетия А.Н. Формозовым, который показал, что плотность населения многих видов млекопитающих можно оценить по количеству следов на снегу. В настоящее время при помощи ЗМУ оценивается численность 21 вида охотничьих млекопитающих.
Значение численности животных разных видов, обитающих на определённых территориях, необходимо для научных целей, эффективной охраны животного мира и рационального использования биологических ресурсов. На основе многолетних рядов величин плотности и численности населения животных в различных частях их ареалов исследуются основные закономерности экологии видов и их сообществ, влияние антропогенных воздействий на состояние популяций животных.
Для расчёта плотности населения данного вида показатель учёта (среднее число пересечений суточных следов зверей данного вида, приходящееся на единицу длины учётных маршрутов) умножается на особый коэффициент, связанный со средней длиной суточного хода зверей в этот период на данной территории.
Накопленная информация применяется для познания многих сторон экологии животных, в особенности динамики их численности. Данные ЗМУ используются при квотировании добычи многих лицензионных видов охотничьих животных.
В последние годы начато создание общероссийской сети постоянных зимних учётных маршрутов, что ещё в большей степени повысит точность оценок численности животных.
В Сихотэ-Алинском заповеднике зимние учёты проводятся с 1962 года. На его территории проложено 60 учётных маршрутов общей протяженностью около 450 километров. Каждый год в феврале и в декабре около 25 человек из отдела охраны и научного отдела заповедника, а также представители других, сотрудничающих с заповедником, организаций единовременно выходят на постоянные маршруты, проложенные в бассейнах крупных рек западного и восточного макросклонов хребта Сихотэ-Алинь и охватывающие всю заповедную территорию. Задача учётчиков – сделать в дневниках записи о всех следах и встреченных на пути животных.
Учёт дарит его участникам неизгладимые впечатления. Каждый раз белая снежная книга тайги раскрывает следопытам удивительные тайны лесных обитателей.
Своими впечатлениями о недавно прошедшем в заповеднике зимнем маршрутном учёте делятся на страницах газеты некоторые его участники.
Светлана Бондарчук, сотрудник заповедника:
- В этом году нам с Наташей Василенко довелось проводить учёт в урочище Благодатном, где заложено три маршрута, которые нужно пройти за три дня.
Надо сказать, что Благодатное – одно из самых интересных и населённых животными урочищ заповедника. Здесь можно встретить на одной территории сразу четыре вида копытных: изюбрей, пятнистых оленей, косуль и кабанов – и это требует от учётчика хороших знаний и опыта в распознавании следов.
Утром машина довезла нас до начала маршрута, и мы, наскоро хлебнув из термоса чаю, надев кто лыжи, кто снегоступы, отправились в путь. День выдался тёплый. Буквально через час наши средства передвижения стали увязать в рыхлом тяжёлом снегу, зато руки не мёрзли, и можно было спокойно без рукавиц записывать в дневник встреченные следы.
В самом начале нам повезло: нашу тропу дважды пересёк тигр, правда, след был старый, оплывший, и пятку зверя было невозможно промерять. Но всё равно встретить тигриный след – это удача. Учёт тигров в заповеднике ведут с особой тщательностью, промеряют и записывают каждый их след. Встреченные нами следы шли в одном направлении и, видимо, принадлежали одному животному.
В последующие два часа мы встретили следы изюбрей, оленей, косуль разной давности (фото 1). Попались следы енота и лисицы достаточно далеко от берега моря, рябчики несколько раз ночевали в снегу, колонок оставил свои миниатюрные следки на припорошенной ледяной корке, но увидеть самих животных так и не удавалось.
Солнышко всё припекало, снег всё тяжелел, но почти перестал хрустеть под ногами. Остановились рассмотреть в кустарнике старое гнездо таёжной овсянки (фото 2), а когда подняли глаза, в десяти метрах от нас настороженно стоял кабанчик. Носом, видимо, он нас не чуял (ветер был на нас), но, может, слышал наши голоса. Мы замерли, кабанчик тоже. Прошло четверть минуты. Я тихонько попыталась достать фотоаппарат, но этого хватило, чтобы зверь подорвался галопом вверх по склону. Отбежал метров сорок и опять встал. Пока мы его разглядывали, в просвете между деревьями метрах в двухстах от нас что-то мелькнуло. Маленький кабанчик сеголеток, ещё один, чушка, ещё три сеголетка, ещё чушка! Вот это да! Ушли спокойно, нас не заметили, а наш первый кабанчик тихонько побрёл дальше вверх по склону. Мы тихонько за ним. Удалось несколько раз его сфотографировать, правда, далековато. Так шли мы друг за другом метров 300 до перевала. Под перевалом потеряли его из виду, но продолжали идти по следам (фото 3). Перевалили и стали спускаться в сторону озера Благодати, вдруг из-за дуба выскакивает наш кабан и с диким фырканьем уносится вверх. Он, оказывается, за дуб залёг и нас поджидал. Тропить мы его больше не стали, не по пути. Идём дальше по дубняку. На берёзе на высоте человеческого роста гриб – березовый трутовик – кем-то обкусан по краю. Смотрим, под берёзой изюбриные следы. Всё истоптано, а на берёзовой коре царапины. Это изюбрь на задние ноги вставал, чтобы до трутовика дотянуться и откусить. Вот не знали, что изюбри такие грибы едят! Перешли Озёрный ключ и только на пригорок поднялись, как глаз выхватил впереди что-то рыжее. Изюбри! Сколько – не понять, далековато. Мы замерли, они тоже. Потом сорвались, отбежали немного, остановились, обгавкали нас. Потом, заметив наше движение, унеслись окончательно в сторону моря. Пока бежали, мы их сосчитали. Оказалось, шесть штук. Что-то великовата группа для изюбрей, обычно олени такими группами держатся. Не веря глазам своим, по следам всё же убедились, что это изюбри.
Еле ползём, на ноги будто по гире привязали. Лыжи и снегоступы приходится из мокрого снега выдёргивать. Скорей бы кордон! Ан нет. Метрах в ста слева от нас замечаем очередного кабана. Этот больше, чернее. За ним второй! Быстро они нас учуяли, унеслись. Стоим, их следы записываем. Головы поднимаем – справа три оленя проносятся, далековато правда, но белые «зеркала» видать хорошо. Может их кабаны напугали?
Идём, в мыслях уже на кордоне: чай, ужин, нары. Не тут-то было! Косуля справа, за ней вторая бежит. Опять останавливаемся, записываем. Солнце садится. Подползаем к кордону. Чай, ужин, нары. Ну и кто нам поверит? 22 животных за день! Я бы тоже не поверила.
Следующий день – маршрут на Третий ключ. Снега местами нет совсем – побережье. Лыжи и снегоступы то снимем, то наденем. Скучновато, визуальных встреч почти не было, только в одном из ключей оленей спугнули. А вот человеческих следов много, особенно вдоль трассы. Заходят потихоньку шкодить в заповедник. Когда ж вы, господа хорошие, поймёте, что животным тоже надо где-то жить и размножаться. На то заповедник и существует.
Вечером вышли к морю. Луна над мысом Северным – благодать! (фото 4)
Утром чай с бутербродами, и – к верховьям ключа. Надо успеть до трёх часов, будет ждать машина, чтобы вывезти нас в Терней. Бредём вверх по профилю, точнее ползём, иногда на коленках. Тепло, тихо, пасмурно. Следов мало, визуалок нет, подъём всё не кончается.
Сотый пикет - всё, спуск в ключ. Проходим 300 метров и натыкаемся на маленький свежайший тигриный следик. (фото 5) Пятка на 6,5 см может принадлежать только тигрёнку. А где же мама? А мама – тигрица тут, недалеко, метрах в пяти правее задавила изюбриху и устроила пир для себя и своих детей. Их у неё, как оказалось по следам, трое! Около трёх дней тигрята с мамой пировали, оставили от изюбрихи одни ножки (фото 6) и голову, истоптали всю поляну вокруг, катались, дурачились, как и положено маленьким деткам, на поваленные деревья заскакивали, наложили вокруг много куч и сбежали – судя по всему, от нас, так как кучки эти совсем свежие были, тёпленькие, следы рассыпались (фото 7), и запах тигриный повсюду стоял. Это тоже удача – пир тигриной семьи в учётный дневник записать! Эх, жаль самих не увидели! А может, и к лучшему. Всё равно радостно от того, что есть у нас эти таёжные красавцы, живут, рожают детей. Значит не зря мы работаем, значит увидят наши дети легенду уссурийской тайги, её талисман – тигра. Без него же и тайга, не тайга. Ведь правда?