Главной темой состоявшегося на
прошлой неделе в районной администрации двухдневного
семинара с участием глав местных администраций
стала предстоящая реформа местного самоуправления,
федеральный закон № 131, о котором все мы
что-то слышали, – но как конкретно он повлияет
на нашу жизнь, мало кто себе представлял.
Начиная с 2006 года на территории нынешнего
муниципального образования Тернейский район
будет образовано десять муниципальных образований
– в каждом из нынешних посёлков и сёл, которые
будут называться городскими и сельскими поселениями,
– со своим бюджетом, Думой и всеми существующими
сегодня на местах проблемами. Осмыслить сразу
суть предстоящих реформ далеко не просто –
серьёзные изменения претерпело и само законодательство
РФ: отменены четыре десятка законов, а в полтораста
других законов внесены изменения.
Тем не менее, времени на раздумья нет – на
«раскачку» осталось чуть больше года. «Ведь
закон, хороший он или плохой, уже утверждён,
и нам с вами его исполнять», - отметил глава
района Владимир Усольцев. А чуть позже сказал
в своём выступлении: «Но этот закон надо было
бы запускать не менее чем через десять лет,
когда стабильной станет экономика страны».
Председатель районной Думы Василий Кривулько
был не столь категоричен в оценке предстоящих
реформ.
- У нас было три уровня власти: федерация,
территория, район. А будет четырёхуровневая
система. Говорят, что сейчас, может быть,
рановато – не готовы кадры, не готово сознание
людей. Но если мы не будем двигаться вперёд,
то никуда и не придём, а будем топтаться на
месте. Конечно, год – это очень маленький
срок. Год переходный, и вам, главам сёл и
посёлков, нельзя упускать ни одного дня. Нужно
готовить себе нормативно-правовую базу, работать
с законом, используя для получения информации
Интернет (у кого есть такая возможность).
Конечно, самый больной вопрос – это кадры.
Подбирайте себе кадры, ибо завтра вам предстоит
создавать бюджет, избирать депутатов поселений.
Я хотел бы обратить внимание глав на границы
поселений. Многие возмущались, что границы
поселений нарезаны неправильно, я тоже с этим
согласен. У нас есть возможность в порядке
законодательной инициативы это дело поправить.
Я тоже сначала, как и многие главы местных
администраций, рассматривал этот вопрос так:
чем больше земли, тем лучше. Но не забывайте,
что на вас ляжет и ответственность – за пожарную
и правовую безопасность. Если вы взяли эту
территорию под свою ответственность, то вы
должны и управлять ей, и отвечать за неё.
Не надо брать на себя столько ответственности,
сколько не будет обеспечено деньгами. Да,
бюджеты будут жёсткие, и придётся жить по
средствам. Бояться не надо, но работа предстоит
большая.
О «механизме» действия нового закона рассказала
первый заместитель главы администрации района
Алла Арифулина.
- Принципом территориального устройства в
законе № 131 является однодневная пешая доступность
ко всем органам государственной власти на
местах. Для Сибири и Дальнего Востока этот
принцип вообще неприемлем, у нас настолько
колоссальные территории. Остаётся главный
принцип разделения на территорию – наличие
объектов инфраструктуры, которые обеспечивают
жизнедеятельность и решение вопросов местного
значения в данном поселении. В результате
этого у нас образовалось десять МО.
Каждая территория будет иметь свои функции.
К примеру, в функциях муниципального района
будут оставаться ЖКХ, энергоснабжение и газоснабжение
населения. Вопрос обеспечения теплом будет
относиться к территории на местах, это будет
ваша «головная боль». Свет – «наш», тепло
– «ваше». Безопасность жизни – это районные
функции. Образование, здравоохранение, культура,
социальная сфера – это тоже будет на уровне
района. Затем будут разработаны нормативно-правовые
акты о нашем сотрудничестве, район будет сотрудничать
с муниципальными образованиями в пределах
допустимых полномочий. Вы нам можете делегировать
свои права на исполнение определённых полномочий.
Это предусмотрено в законе – для тех случаев,
когда в поселении меньше тысячи человек.
Законом № 131 предъявляются самые жёсткие
требования к муниципальному имуществу, которым
является сегодня и земля, и чётко прослеживается
несбалансированность расходных обязательств
и отсутствие местных налогов на территориях.
За МО остаётся два вида налогов к существованию
– подоходный и налог на землю. Поэтому – в
отношении подоходного налога – необходимо
повсеместно способствовать созданию рабочих
мест, развитию предприятий всех форм собственности,
созданию нормальной здоровой конкуренции,
это деньги в ваш бюджет.
Очень велико требование в отношении земли.
Муниципальной должна быть вся земля, не закреплённая
за другими собственниками. И даже если на
территории ваших поселений есть приватизированные
здания и сооружения, а земля под ними – нет,
это ваша муниципальная земля, и не спешите
её отдавать, «стригите» с неё налоги. То есть
нужна инвентаризация всего имущества, всей
земли на территории вашего муниципального
образования. А чтобы мы с вами работали в
рамках закона, всё начинается с Устава вашего
МО – это основной ваш юридический документ.
Уставом будет определён порядок выборов главы
МО и представительного органа МО. После выборов
начинается работа по формированию доходно-расходной
части каждого МО.
* * *
Был отмечен и ещё один важный момент, который
непосредственно коснётся всех глав населённых
пунктов с действием закона № 131. Это – выборы.
Несмотря на то, что полномочия глав ещё не
закончились, в связи с реформой местного самоуправления
в ноябре 2005 года главам вновь придётся идти
на выборы – теперь уже глав муниципальных
образований. Поэтому 2005 год назван переломным
для каждого главы поселения, когда необходимо
точно рассчитать свои силы, взвесить все возможности
и пути развития своих территорий в новых условиях.
Субъектам на местах предстоит определять,
начиная с зарплаты, нормативы на содержание
каждого органа (здравоохранения, образования,
культуры), целесообразность содержания этого
органа и его эффективность. То есть учитывать
критерий эффективности, нацеленность на конечный
результат. Иными словами, содержать какой-либо
объект ради самого объекта никто не станет.
Каждое учреждение должно оказать бюджетную
услугу, которая будет оплачена из бюджетных
средств. А поскольку бюджеты на местах будут
составлять лишь два вида налогов – подоходный
и земля, на них, в первую очередь, и придётся
рассчитывать муниципальным образованиям с
2006 года.
* * *
С разъяснениями основных положений закона
выступили руководители отделов районной администрации.
О том, что сложности предстоят немалые, в
первую очередь, по части формирования бюджетов,
говорили руководители финансового отдела Елена
Нестеренко и юридического отдела Мария Чаус.
Конечно, вопросов о том, как будет строиться
наша жизнь с вступлением в силу закона о местном
самоуправлении, и у глав, и у специалистов
района в ходе семинара возникло очень много.
И пока что, после первого приближения к принципам
реформы местной власти, этих вопросов больше,
чем ответов. Мы попросили глав населённых
пунктов района поделиться своими мыслями о
предстоящих переменах, о перспективах сёл
и посёлков.
Юрий Борисович СИМОНЕНКО, глава администрации
Малой Кемы: - Всё новое у нас вообще
тяжело приживается. Мне показалось, что нас
просто кидают в свободное плавание, то есть
каждому предоставляется своя возможность выживания
в данных условиях. Потому что у меня, например,
для создания подобного структурного подразделения,
как сегодня в районной администрации, нет
кадров. А без квалифицированных кадров я не
решу ни одного вопроса. Конкретно – мне нужна
техника, нужна нормальная связь, нужна дорога,
транспортное сообщение. И средства на это
всё, соответственно. Пока этого нет. Даётся
год на «раскачку», но год – это мало для такого
серьёзного закона. 2005 год покажет, на что
можно рассчитывать. Пока «сырой» закон. Я
считаю, что для нашей территории нужен другой
закон, ведь у нас нет градообразующих предприятий.
На налоги рассчитывать тоже не приходится
- люди, которые у нас работают, оставляют
налоги в том же Пластуне, в Амгу – там, где
зарегистрированы их предприятия-работодатели.
Они там получают деньги, они там оставляют
все свои налоги, львиную их долю. А у меня
в основном пенсионеры остаются. И я вижу здесь
недоработки в том, что не указаны дотационные
территории. Почему наши деревни не входят
в 100-процентную дотацию? Согласно Положению
сначала нам дают 50%, потом 40, потом 30,
20% – и всё, дальше мы сами свой бюджет формируем.
А как формировать, из чего? Конечно, я ознакомился
с этим законом, он должен быть у нас теперь
как настольная книга, но многие вопросы для
меня остались непонятными. Честно говоря,
я пока не готов работать по этому закону.
Не готов. Мне нужны специалисты, кадры. И
о какой работе можно говорить, если у нас
не то что компьютера, а даже факса нет, связь
– через пень-колоду, телевидение установили
только сейчас, а раньше – или первая программа
мельтешит, или вторая вообще не показывает.
Поэтому на сегодняшний день я не удовлетворён
этим законом. Меня это не устраивает, поэтому
в любом случае я буду обращаться к району,
в своей деятельности буду ориентироваться
на центр.
Лариса Марковна КИЛИНА, глава администрации
Максимовки: - У меня ещё и возможности
ознакомиться с законом до сегодняшнего дня
не было. Надеюсь, нам его сейчас раздадут.
Но если судить по информации, которую мы сейчас
получили, проблем будет много. И я в оценке
перспектив полностью согласна с Юрием Борисовичем.
У него хоть населения побольше, а у нас в
Максимовке – всего 240 человек, и в основном
– пенсионеры, работающих мало. Процентов 60
– пенсионеры. Поэтому на свои средства нам
рассчитывать не приходится. У нас только одно
предприятие – ООО «Максимовское», созданное
на базе совхоза. Но ему поддержки нет, у нас
в районе сельское хозяйство почему-то не котируется,
крестьяне просто оставлены на выживание. Надеемся
на район. Будем делегировать свои полномочия
району. На местах мы не справимся. Выживут
только «мегаполисы».
Николай Александрович ЛИСОВСКИЙ, глава
администрации Тернея: - Для Тернея
хуже не будет. Будут какие-то преобразования,
у администрации посёлка Терней какая-то самостоятельность
появится. Деньги будут выделяться на содержание,
на благоустройство, санитарную очистку, ремонт.
Правда, сколько будет выделяться, пока не
знаем. Но уже то хорошо, что мы сами, на сходе
граждан сможем решать проблемы посёлка.
Не надо бояться этого закона. Ничего в нём
страшного нет. Единственное – будет жёстким
исполнение бюджета. Потому что вводится закон
о персональной ответственности за расходование
бюджетных денег. Финансы будут расходоваться
целевым назначением, распределяться они будут
депутатами. У нас будет десять депутатов.
На депутатов как раз будет возложена работа
по созданию уличных комиссий, они будут определять
благоустройство, капитальный и текущий ремонт
жилья и прочее. А мы, как исполнительная власть,
будем уже исполнять то, что они нам утвердят.
Игорь Валерьевич АЛАТАРЦЕВ, глава
администрации Самарги: - В отличие
от большинства сёл района, к нам даже дорог
нет, никаких. Одно только авиасообщение. В
связи с этим у нас ещё больше проблем: слабая
материальная база, отсутствие постоянной связи,
нормального снабжения. К тому же у нас ещё
меньше на деревне людей – всего 142 человека.
Соответственно, никакой инфраструктуры, применительно
к новому закону, я создать там не смогу –
и кадров мы на месте не найдём, нет той же
аппаратуры, оргтехники, прочего. Так что будет
очень тяжело. Но будем стараться как-то выкручиваться,
мы же не в вакууме живём. Советоваться будем,
что-то надо будет придумывать. Я не в восторге
от этого закона. Грядут великие перемены,
но в лучшую ли сторону? Где кадры брать? Сия
тайна велика есть.
Зинаида Львовна ЛЕСТЕВА, и.о. главы
администрации Агзу: - Реально – не
представляю, чем это обернётся для нас. Мы
слышали об этом, читали, но как это будет
у нас, в селе Агзу, я не вижу. У нас нет ни
одного крупного предприятия, и как мы будем
жить – неизвестно. Да и большая проблема с
кадрами у нас возникнет. Нужно будет бухгалтера
искать. Я думаю, что в большом посёлке закон
самоуправления, наверное, был бы неплох, но
у нас в Агзу…
Татьяна Ильинична САВЧЕНКО, специалист
администрации Усть-Соболевки:- Что
я могу сказать? У нас нет никаких предприятий,
как мы будем жить – не знаю. Задаю себе вопрос,
нужно ли оно вообще, такое самоуправление?
Но разве мы что-то можем изменить, раз закон
уже вышел… Самое страшное – у нас сейчас с
кадрами начнутся проблемы, а также, думаю,
с депутатами местного органа самоуправления.
Потому что народ сейчас не такой стал, как
раньше. Если прежде было много активистов,
то сейчас их уже почти не осталось. Молодёжь
не такая активная, как была раньше.
Но, может, что-то и изменится к лучшему. Всё
же депутаты будут свои, Дума… В общем, поживём
– увидим.
Александр Валентинович ВЫРОДОВ, глава
администрации Пластуна:- Я не могу
сказать, как это будет в Пластуне, ведь мы
впервые сталкиваемся с этим законом. Но наверняка
хуже не будет. В принципе, какие-то у нас
деньги будут для благоустройства, для ремонта.
Может, будем и крыши домов ремонтировать.
Сейчас ещё трудно ответить, плохо будет нам
с таким законом или нет. Мы только начали
работать в этом плане, и пока даже не знаем,
сколько у нас будет собственных доходов. Сейчас
основная задача – подготовить проект Устава
и обсчитать налоговую базу.
Конечное, много ещё неясного в этом законе,
но думаю, что мы, главы, будем друг у друга
учиться. А конкретнее сказать, что получится
из этого, пока никто не может.
Татьяна Седова
Фото Елены Куниной
и Юрия Шадрина