Глава
района анализирует новый закон о местном самоуправлении
Предметом обсуждения на
недавнем совещании-семинаре глав сёл и посёлков,
проходившем в администрации района, стал федеральный
закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации», чаще
называемый уже просто «131-м законом». На долгое
время он станет актом, определяющим очень многое
(если не всё) в нашей жизни – во всяком случае,
на том уровне, где замыкаются интересы большинства
из нас: на уровне края, района и отдельного
села или посёлка.
Сегодня этот документ вызывает большой интерес,
всяк примеряет его к местным реалиям, силясь
разглядеть перспективу. Порой создаётся впечатление,
что о законе, который начнёт работать в полную
силу лишь с января 2006 года, у нас идёт больше
разговоров, чем о выборах главы района, намеченных
на январь 2005-го. Впрочем, предвыборный маховик
вот-вот начнёт стремительно набирать обороты,
и тема предстоящего голосования, конечно же,
выйдет на первое место. Но – ни один из кандидатов
не сможет обойтись без серьёзных комментариев
по поводу нового закона. Ведь тому, кто победит
на выборах, придётся первым опробовать этот
механизм в деле.
А нынешняя администрация, если можно так выразиться,
закладывает для него фундамент, готовит плацдарм.
Прорабатываются схемы работы по новому закону
применительно к местным условиям (одни наши
расстояния чего стоят!), наносятся на карту
точные границы поселений, идёт учёба кадров…
О предстоящей реформе местного самоуправления
мы беседуем с главой администрации района Владимиром
Усольцевым.
- Готовы ли мы сегодня жить по новому закону
о принципах местного самоуправления?
- Трудно сказать сразу. Нынче мы зачастую живём
либо по советским меркам, либо по меркам перестроечным,
либо, в лучшем случае, привыкли к той практике,
которая была в последние два-три года. Но ведь
сегодня ситуация в корне меняется.
Для того чтобы выполнить закон о местном самоуправлении,
правительство дало переходный период – весь
2005 год. В связи с принятием нового закона
отменён целый пакет прежних законов, во многие
другие внесены изменения. К 1 октября 2005 года
и мы, на своём уровне, должны привести юридическую
базу в полное соответствие с законом о местном
самоуправлении и сопутствующими ему нормативными
актами. Районная Дума должна принять законы
на местном уровне, уделив особое внимание тем
из них, которые будут давать людям какие-то
льготы, помогут чётко определиться по части
всевозможных налоговых обязательств – именно
на местном уровне. Работы предстоит очень много.
С 2006 года каждый посёлок, каждое село становится
муниципальным образованием (раньше под это понятие
подпадал лишь весь район). Пока трудно предсказать,
чем это обернётся. Мы привыкли считать деньги,
каждую копейку, привыкли делить территории на
«дотационные» и «не дотационные»...
- …Мы, конечно, извечные, хронические дотационники?
- Если по правде, я не согласен с таким определением.
Что бы о нас ни говорили (о нашем районе, да
и о Приморском крае в целом), мы не являемся
дотационными – чисто по сути вопроса. То есть
доходов, которые получает край (и тем более
мы в районе), достаточно для того, чтобы содержать
свой бюджет полностью. Но все доходы перечисляются
в федеральный и краевой бюджет, а уже оттуда
мы получаем, как подачки, всяческие субвенции,
дотации, субсидии (можно называть их как угодно,
но это именно подачки) – для выравнивания бюджета.
Поэтому, если надо нас унизить, то всегда можно
сказать, что мы дотационные.
На деле же мы нормальный экономический субъект,
мы даём приличные доходы, и если говорить объективно,
то по выработке промышленной продукции на душу
населения, а соответственно и по перечислению
налогов во все уровни бюджетов – мы находимся
на первом месте в крае. И впредь будем находиться.
Поэтому хотелось бы, чтобы жители района в этом
плане себя уважали – и не унижали ни власть,
ни самих себя.
Я хочу ещё раз озвучить такую цифру: лишь 8–10%
от собираемых с предприятий Тернейского района
налогов напрямую идут в районный бюджет. А всё,
что сверх этого, – идёт опосредованно, через
дотации и субвенции и, следовательно, со скрипом
и пробуксовками.
- Насколько теперь расширится круг полномочий
местной власти?
- Я бы не ставил так вопрос. На мой взгляд,
этот круг для руководителя района скорей даже
сужается. В былые времена чем больше функций
ты брал на себя (а особенно если выполнял их),
тем большим героем ты был. Сегодня повернулось
все наоборот. Если ты выполняешь функцию, не
свойственную муниципальному образованию, это
называется превышением полномочий, служебных
обязанностей – и… наказывается, вплоть до уголовной
ответственности. Поэтому если лет пять-семь
назад главе администрации можно было решать
практически любой вопрос, и мы реально могли
помочь человеку, то сегодня при всем желании
мы не сможем эти вопросы решить. Ибо большинство
из них – не в нашей компетенции. Всё диктует
вышестоящий бюджет, краевой или федеральный,
– особенно то, что связано с льготами. Льготы
чаще всего предоставлены федеральными законами
и оплачиваются из федерального бюджета.
Кстати, следует подчеркнуть: мы можем выдавать
деньги по льготам только в случае поступления
этих денег. Если средства на обеспечение каких-то
льгот нам не пришли, мы не имеем права ни одной
копейки дать из районного бюджета, даже если
деньги у нас и будут. Потому что всё расписано
по казначейским обязательствам, по закону.
Итак, закон существует, люди должны получать
субсидии, но… Федеральный бюджет нам сегодня
должен 7 миллионов рублей только по субсидиям.
Очень остро стоит проблема дров. Люди идут к
нам, а мы не можем дать субсидий, не можем заплатить
тому, кто готовит и привозит дрова. У нас денег
нет. Люди обижаются на районную власть, но они
должны понимать: там, где мы должны отвечать
за свои конкретно вопросы, – мы будем отвечать,
и отвечать по полной программе. Но там, где
это функции краевой администрации или федерального
бюджета, правительства, – там отвечать должны
они, а не мы. Принцип таков: кто предоставляет
льготу, тот её и финансирует.
Если я раньше «именем революции» мог помочь
человеку, то сегодня помочь не смогу. Потому
что, как правило, ко мне обращаются с вопросами
не местного значения – а краевого или федерального.
И вопросы эти, как правило, связаны с льготами.
А все шишки валятся на МО, на районную власть.
При этом нам ясно дали понять: превышение своих
полномочий наказуемо – административно и уголовно.
Как только ты решил чисто по-человечески помочь
кому-либо – тут же загорается красный свет.
Что же касается полномочий глав поселений… У
них теперь будет больше самостоятельности, будет
свой бюджет, своя бухгалтерия. Муниципальное
образование в любом селе по своей структуре
будет повторять нынешнюю районную власть. Кстати,
наряду с исполнительным органом в каждом поселении
будет и свой представительный орган – Дума,
в которую войдут несколько депутатов.
Можно будет проделать эту работу нормально,
если будут нормальные стабильные кадры. Однако
именно с этим у нас проблемы. Практически в
каждом населённом пункте будет не хватать специалистов
в централизованную бухгалтерию, да и просто
людей, владеющих компьютерной грамотой. Мы должны
в ближайшем будущем перейти на новый счётный
план, на новую форму отчётности и учёта, соответствующую
мировому стандарту. Всё нужно переделывать.
В первую очередь нужно себя подготовить, научиться
работать, как того требует время.
Тут многое зависит и от аппарата районной администрации.
Кто бы ни стал главой администрации после январских
выборов, он, на мой взгляд, не должен делать
большие кадровые перестановки, а тем более –
целиком менять команду. Сроки поджимают, до
2006 года осталось немного, и времени на раскачку
нет.
- Как будут разграничены вопросы местного значения,
которые будут решаться на уровне поселения и
на уровне муниципального района?
- В законе эти вопросы чётко прописаны и для
муниципального района, и для поселения. Тут
два десятка позиций, во многом совпадающих –
это, скажем, формирование своего бюджета, установление
местных налогов и сборов, содержание дорог общего
пользования, участие в предупреждении и ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций, ряд других
вопросов со сходными формулировками. Но они,
естественно, различаются по масштабу – у района
задачи шире. Хотя порой наоборот. К примеру,
четвёртый пункт применительно к району выглядит
так: «организация в границах муниципального
района электро- и газоснабжения поселений»,
а в применении к отдельному поселению – «организация
в границах поселения электро-, тепло-, газо-
и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения
населения топливом».
Думается, для главы муниципального района основной
головной болью станет выполнение такого пункта:
«выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
поселений, входящих в состав муниципального
района, за счёт средств бюджета муниципального
района». Возьмём, к примеру, сёла северного
Самаргинского куста, где нет производства, а
расходы есть. Мы должны будем давать этим сёлам
дотацию за счёт субвенций из краевого и федерального
бюджета – и плюс к этому ещё за счёт собственных
средств как-то выравнивать уровень. Короче,
мы должны будем здесь выполнять функцию, которую
краевой бюджет выполняет по отношению к нам.
Лет двадцать назад я работал заведующим финансовым
отделом, и сегодня вижу: структура как бы взята
из тех советских времён, когда каждому населённому
пункту были определены функциональные обязанности,
у него был бюджет, и он им распоряжался. Однако
если раньше доходные источники были, в общем-то,
гарантированными, то сегодня они довольно слабые.
Это – подоходный налог и налог на землю.
Возьмём налог на землю. Земли в районе много,
но вот вопрос: кто её будет брать? Наоборот,
сейчас люди начинают отказываться от сенокосных
угодий, от той земли, которую они уже в течение
нескольких лет не обрабатывали. И им не нужны
новые угодья.
То же и с налогом на имущество – ведь какое
имущество сегодня у нас? Оно старое, требует
больших затрат на содержание и сохранение, –
т.е. большой суммы не наберёшь.
Районной Думе предстоит принять новые местные
законы, в частности, закон о самообложении.
Когда-то в посёлках было самообложение – помнится,
4 рубля с каждой семьи, в сельской местности
– по 2 рубля. Эти деньги, как правило, пускали
по отдельным сметам – на ремонт дорог и колодцев,
на строительство тротуаров, т.е. на самые первоочередные
нужды. К этому наверняка придётся вернуться
поселениям.
- Определены ли границы поселений в нашем районе?
- Да, определены. И утверждены краевым Законодательным
собранием. Но у депутатов нашей Думы и у некоторых
глав сёл и посёлков есть много претензий к тому,
как проведены эти границы. Оказалось, что наши
отделы представили в край устаревшие чертежи
и документы. По нашей просьбе Законодательное
собрание дало некоторое время для корректировки,
приведения границ к тем, что реально сложились
на сегодняшний день.
Тут, кстати, есть определённые подводные камни.
Можно нарезать себе очень большую территорию
в окрестностях поселения – и никто не запретит
этого. Но в таком случае увеличивается и ответственность,
скажем, за противопожарное состояние территории,
за обеспечение на ней охраны правопорядка, за
ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций
и так далее.
- О бедах пожарной охраны последнее время было
много разговоров…
- Сегодня вопрос о пожарной охране стоит очень
остро. Теперь это «не наша» функция. И если
ещё несколько лет назад нас хвалили: дескать,
тернейцы – молодцы, создали круглосуточные посты,
шесть машин купили, договорная система работала
хорошо, – то сегодня для нас это стало обузой.
Когда мы по нормативам передали всё МЧС, то
на нас осталось обеспечение пожарной безопасности
и так называемое первичное пожаротушение (это
когда добровольцы с вёдрами и баграми). А всё
остальное должны выполнять федералы. Но мы знаем,
как они выполняют. Получается, что функция остаётся,
но она не будет финансироваться. А если мы сами
захотим сделать что-то свыше бюджета, нам не
дадут. В законе ясно и точно сказано: только
если бюджет получил сверхдоходы. А какие тут
сверхдоходы, если на 50-70% все будут дотационными.
Денег будет хватать только на то, чтобы свести
концы с концами. Сегодня бюджет отрегулирован
так, что все МО, в зависимости от экономических
возможностей, будут дотироваться от 50 до 75%.
То есть будет бюджет по выравниванию.
- Я слышал, что наш район единственный в крае
попал под определение «малонаселённые». Это
правда?
- Да. Но попробуйте быстро оценить, что это
означает для района – плюс или минус? Но всё
же, наверное, принадлежность к такому разряду
не будет для нас помехой.
- В любом случае в будущем году особо не расслабишься.
- 2005 год будет нелёгким – предстоит много
работы по подготовке к реформе местного самоуправления.
Жителям района нужно внимательно следить за
работой нашей Думы, за теми документами, которые
будут принимать администрация и Дума района.
Все местные решения и постановления должны быть
привязаны к новому закону, чтобы мы могли говорить
с другими уровнями власти на одном юридическом
и на одном финансовом языке, чтобы могли чётко
решать любые вопросы. Всё нужно утрясти, всё
нужно узаконить, всё нужно отрегулировать. Работы
много, и времени терять нельзя.
Беседу вёл
Юрий ШАДРИН
Фото автора
|
|
|