Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, не случаен. Завтра свой профессиональный праздник отметят работники бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства.
Для большинства россиян этот, как и все сугубо профессиональные праздники, останется незамеченным, он будет отмечаться лишь узким кругом работников данной отрасли. В то же время любые сбои в работе коммунальщиков, равно как и нехватка бытовых услуг, выбивают нас из колеи. Не зря же женщины придумали отличный рецепт от плохого настроения и хандры: сходить в парикмахерскую и сделать причёску.
Словом, речь сегодня пойдёт о том, как обстоят дела в сфере оказания бытовых услуг населения в нашем районе, и наш эксперт – заведующая сектором потребительского рынка товаров и услуг, защиты прав потребителей администрации Тернейского района Татьяна Кочубей.
- Татьяна Михайловна, мы все ещё помним те времена, когда в каждом селе был свой КБО, где можно было и одежду пошить, и обувь в ремонт сдать. А в райцентре Дом быта занимал, пожалуй, самое большое здание. Сейчас в этом трёхэтажном строении находится филиал профессионального лицея, а столь необходимые людям услуги перешли в разряд маленького частного бизнеса.
- На сегодняшний день в районе в сфере бытовых услуг работает 31 предприниматель. Муниципальное предприятие одно – баня. В основном бытовыми услугами охвачено население Пластуна и Тернея, и то в «усечённом» варианте: у нас в районе нет химчистки, ремонта электронно-бытовой техники, часовых и ювелирных мастерских. Наиболее распространены парикмахерские услуги, и то лишь в двух населённых пунктах. Есть фотография, автостоянки в Пластуне, пошив одежды – опять же, лишь в Тернее и Пластуне. Также по одной сапожной мастерской в этих посёлках.
- Почему не получает развитие эта сфера деятельности в сельских населённых пунктах?
- Главная причина – это низкие доходы населения. А вторая причина в трудностях с регистрацией предпринимательской деятельности: за разрешительными документами надо ехать в Дальнегорск, что не только хлопотно, но и довольно дорого. Доход от самой предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг сравнительно невысокий, а для работы требуются и специальное оборудование, и помещение – то есть нужны инвестиции. Все предприниматели организуют эту деятельность на свой страх и риск. Поэтому таких нужных, даже остро необходимых услуг, как, скажем, ремонт обуви и парикмахерские, жители северных сёл и посёлков лишены. Люди уже привыкли как-то обходиться своими силами: везде есть свои доморощенные умельцы. Но такие услуги, как ремонт радиоаппаратуры, особенно нужны на селе: доходы у людей низкие, и купить новый телевизор взамен сломавшегося не каждый себе может позволить. А где отремонтировать? Один-единственный предприниматель в Пластуне занимается ремонтом телевизоров. А починить холодильник вообще негде!
- Машин в наших сёлах и посёлках с каждым годом становится всё больше, по логике вещей, должен и автосервис развиваться?
- Есть две автомастерские, но опять же в крупных посёлках. На севере люди сами всё ремонтируют. Есть и шиномонтажные мастерские – по две в Тернее и Пластуне. Автомобилей много, и часто возле шиномонтажки можно очереди наблюдать, особенно в летнее время. Дело прибыльное.
- Что ещё выгодно у нас развивать?
- Парикмахерские услуги, я считаю, выгодно оказывать. Самая дешёвая стрижка – 60 рублей. А основные затраты – это аренда помещения и регистрация. Но, как я уже говорила, севернее Тернея парикмахерских нет.
- Может быть, проблема в кадрах?
- Люди, умеющие стричь, есть и на севере, имеются и возможности для их обучения. В прошлом году мы предлагали желающим через службу занятости, то есть бесплатно, пройти обучение на курсах парикмахеров. И мы желающих не нашли!
А вот таких мастеров как сапожник или телемастер – их просто недостаточно. На севере – только самоучки. В принципе, чтобы открыть предпринимательскую деятельность, документ о профессиональной подготовке не требуется. На сегодняшний день рынок сам диктует предпринимателю требования к уровню профессионализма. Но подготовленных кадров нет, да и самоучек уже мало осталось. Здесь ещё есть немаловажный фактор: для оборудования той же сапожной мастерской необходимо вложение средств на приобретение специального оборудования, без которого качественно обувь не отремонтируешь. Сфера бытовых услуг не так прибыльна, как, скажем, торговля.
- Тем не менее, во всём цивилизованном мире она настолько развита, что домохозяйки давно не занимаются стиркой в корыте или даже стиральной машине, предпочитая пользоваться услугами автоматических прачечных.
- Это зависит от уровня жизни населения. У нас люди, попросту говоря, бедноваты, чтобы покупать такие услуги. Пенсия – ниже прожиточного минимума, да и средняя заработная плата не позволит большинству россиян широко пользоваться услугами той же прачечной. Поэтому наши домохозяйки тратят уйму драгоценного времени и сил на стирку, уборку и прочее.
И поэтому бытовики, люди, которые, несмотря на все трудности, своим трудом помогают сделать нашу жизнь лучше, достойны особого уважения и благодарности. Я хочу поздравить всех, кто работает в сфере бытового обслуживания, с их профессиональным праздником, пожелать всех благ и, конечно же, побольше клиентов!
* * *
Так где же всё таки учат на сапожника? Понятно, ответ на этот вопрос едва ли найдёшь в справочнике для поступающих в учебные заведения. А вот сотрудники Центра занятости населения в перечне профессий, которые могут получить граждане, ищущие работу, нашли и мастера по ремонту обуви. Обучают этому делу во Владивостоке, в ООО «Профессиональный реабилитационный центр «Святозар». Более того, учёба, дорога и проживание в общежитии – за счёт государства. Но… среди наших безработных желающих получить эту профессию не нашлось.
Татьяна СЕДОВА Фото автора
|
|
|